356020. Россия. Ставропольский край, Новоалександровский р-н, станица Григорополисская, улица Шмидта, 39а (86544)-5-29-10 sosh2-1526@bk.ru Понедельник - пятница с 8:00 до 17:00, суббота с 8:00 до 14:00, выходной - воскресенье
plg_search_rsticketsprocontent
Search - ZOO
plg_search_jcomments
plg_search_contacts
Поиск в материалах
plg_search_newsfeeds
plg_search_weblinks
Search - Easy Blog

Авторизация


logo 678893299

logo 4525103

logo 678893299

logo 1881069249 1

Поиск в новостях

Наш опрос

Оцените наш сайт
  • Голоса: (0%)
  • Голоса: (0%)
  • Голоса: (0%)
  • Голоса: (0%)
Всего голосов:
Первый голос:
Последний голос:

публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности Кузнецовой Е.И., учителя математики МОУ СОШ № 2 станицы Григорополисской Новоалександровского городского округа «Организация работы с одарёнными детьми по подготовке к олимпиадам, конкурсам различного уровня»

Работа с одаренными детьми: подготовка к олимпиадам

                                                              
                                                               «Не существует сколько-нибудь достоверных тестов 
                                                    на одаренность, кроме тех, которые проявляются
                                                   в результате активного участия хотя бы в самой 
                                                   маленькой  поисковой исследовательской работе». 
А. Н. Колмогоров
 
        Олимпиадное движение, конкурсы  – это часть большой и серьезной работы по развитию талантов, интеллекта и одаренности. Олимпиада, конкурс по учебной дисциплине – это определение специальной способности, проявляющейся во владении содержанием образования в части конкретной учебной дисциплины. С точки зрения педагогов олимпиада, конкурс – это эксперимент, в рамках которого одаренные дети помогают педагогам проанализировать свою деятельность в работе по усвоению информации учащимися по общеобразовательному предмету. С точки зрения одаренных детей– это возможность продемонстрировать наличие имеющихся у них способов работы с неизвестной им информацией.
Целями работы являются:
• Развитие познавательной активности учащихся
• Формирование интереса к изучению предметов гуманитарного цикла
• Выявления уровня подготовки учащихся по предметам гуманитарного цикла
• Развитие самостоятельного, поискового, исследовательского мышления
• Формирование творческой активности обучающихся
• Развитие способности к нахождению аналогий
• Учить работать командой (группой)
• Способствовать развитию мышления и коммуникативных способностей учащихся.
            Однако, одаренность учащегося в рамках школы, как бы мы того не хотели, сужается в рамки предметной. Решение проблемы заключается, на мой взгляд, в создании механизмов дифференцированного подхода в обучении школьников.
На подготовительном этапе работы разрабатываются задания и даётся информацию обучающимся. Каждый из желающих имеет возможность попробовать свои силы, оценить свои способности. Как известно, самыми прочными являются те знания, которые получены человеком самостоятельно, после определенных усилий. Всевозможные «почему» и «как» ставят увлекательную задачу поиска ответов, заставляют размышлять, обращаться к дополнительной литературе, а это значит, что идет процесс интеллектуального развития и совершенствования. Готовя ответы на вопросы, обучающийся работает с разными источниками информации самостоятельно, но при необходимости имеет возможность получить консультацию преподавателя.
         Одной из форм подготовок к олимпиадам я использую исследовательскую работу учащихся, принимая участие в различных конкурсах. Основную цель исследовательской деятельности учащихся я вижу в том, чтобы формировать культуру мышления, т.е. способность обучающихся из потока информации выделять события, описывать их аналитически и критически оценивать, обоснованно анализировать источники, применять свои знания и ценностные суждения в новой ситуации, аргументировать личные взгляды.
      Система подготовки участников олимпиад:
—  базовая школьная подготовка по предмету;
—  подготовка, полученная в рамках системы дополнительного образования (кружки, факультативы, элективы, научные общества в школах и учреждениях дополнительного образования);
—  самоподготовка (чтение научной и научно-популярной литературы, самостоятельное решение задач, поиск информации в Интернете и т.д.);
—  целенаправленная подготовка к участию в определенном этапе соревнования по тому или иному предмету (как правило, такая подготовка осуществляется под руководством тренера-наставника (ментора, научного руководителя) , имеющего опыт участия в олимпиадном движении).
 
Подготовка школьников к олимпиадам.
 
Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения которого вся работа быстро затухает.
— подготовка  к  олимпиаде  должна  быть  систематической,  начиная  с  начала  учебного  года
—  элективные (факультатив) курсы целесообразнее использовать не для обсуждения вопросов теории, а для развития творческих способностей детей
—  индивидуальная   программа     подготовки  к  олимпиаде  для  каждого  учащегося,  отражающая  его  специфическую  траекторию  движения  от  незнания   к  знанию,  от  неумения  решать  сложные  задачи  к  творческим  навыкам   выбора  способа их решения
— использование диагностического  инструмента  (например, интеллектуальные  соревнования  по  каждому  разделу  программы)
— уделить внимание  совершенствованию и развитию у детей экспериментальных навыков, умений применять знания в нестандартной ситуации, самостоятельно моделировать свою поисковую деятельность при решении экспериментальных задач
—   использовать учителю все имеющиеся в его распоряжении возможности: мысленный эксперимент, практикумы в лабораториях вузов или предприятий (по договоренности), эксперимент в школьном кабинете и т.д.
 
1. Выявляем наиболее подготовленных, одаренных и заинтересованных школьников через
—  наблюдения в ходе уроков;
—   организацию исследовательской, кружковой работы и проведение других внеклассных мероприятий по предмету;
—  оценку способностей школьников и анализ их успеваемости по смежным дисциплинам
2.Создаём творческую группу, команду школьников, готовящихся к олимпиадам, которая позволяет
— реализовать взаимопомощь, передачу опыта участия в олимпиадах, психологическую подготовку новых участников
—  уменьшить нагрузку учителя, так как часть работы по подготовке младших могут взять на себя старшие (обучая других, они будут совершенствовать и свои знания)
—  Работать по  принципу «солёного огурца» (В.Ф.Шаталов)
3.Планируем работу.
—  при планировании работы с группой школьников следует избегать формализма и излишней заорганизованности
—  оптимальным будет построение индивидуальных образовательных траекторий для каждого участника (свободное посещение и продолжительность занятий, свободный выбор типа заданий, разделов предмета для изучения, используемых пособий)
—  предусмотреть возможность отдыха, релаксации
—  не превращать работу группы в пустое времяпровождение
—  наличие группы школьников не означает преобладания групповых форм работы: такие формы должны быть возможно более краткими и наиболее интересными для всех присутствующих.
—  основной  формой работы на занятиях группы буду различные формы индивидуальной и парной работы
4.Расширяем кругозор:
—  читаем книги, журналы
—  работаем в Интернете
—  общаемся дистанционно
5. Решаем задачи.
—  нужно стремиться дать каждому члену группы  свободу выбора,  индивидуальную образовательную траекторию
—  создать «книгу задач» (задания систематизированы по типам, способам решения, по сложности)
6. И не останавливаемся.
Как сделать процесс усвоения информации более эффективным?
—  зачётный лист (автор, название книги, статьи, интересный факт, стр.)
—  зачёты по прочитанной книге, статье и т. д.
—  целевое изучение  литературы
—  создание опорных схем, таблиц и т.д.
       С олимпиадниками работать и сложно и интересно. Интересно потому что это как правило, мотивированные учащиеся, которым не надо объяснять «зачем мы здесь сегодня собрались» и есть возможность более детально рассмотреть вопросы, занимательные факты, решить задачи и кроссворды, отработать умения и навыки, пообщаться, порассуждать на исторические и обществоведческие темы. Сложно потому, что наступает такой момент, когда твои ученики по каким-то вопросам знают уже больше тебя и тогда «олимпиадником» приходится становиться тебе, чтобы «держать планку».
Разнообразны формы и методы работы с одаренными детьми, в частности: индивидуальный подход в объяснении и проверке знаний, консультации, собеседования, предметные кружки, написание творческих рефератов, олимпиады, создание благоприятных условий для развития и обучения ребенка.
   Методы и средства обучения
  базируются на основных положениях концепции развивающего обучения:
— Усвоение «знаний-умений-навыков» из цели образования превращается в средство развития способностей;
— На смену «субъект-объектной» логике воздействия на ученика приходит логика содействия, сотрудничества;
—   Учащийся становится субъектом своего собственного развития;
— Требование соответствия образовательных технологий природным закономерностям развития личности.
 
 
  Ведущие методы творческого характера:
 - проблемные;
 - поисковые;
 - эвристические;
 - исследовательские;
 - проектные
   в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. 
 
Условия успешной работы с одаренными учащимися:
 
— осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
— создание и постоянное совершенствование методической системы и предметных подсистем работы с одаренными детьми.
—  признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.
—  постоянная работа по совершенствованию учебно-воспитательного процесса с целью снижения учебной и психологической перегрузки учащихся;
— Включение в работу с одаренными детьми учителей, обладающих определенными качествами:
 
Какими профессиональными качествами должен обладать педагог, чтобы эффективно работать с одаренными детьми и их родителями?
—  Умение распознавать признаки одаренности ребенка в разных сферах его деятельности.
—  Умение строить обучение в соответствии с результатами диагностики.
—  Умение координировать свои действия с действиями родителей.
—  Умение консультировать родителей и учащихся.
—  Профессиональная зрелость.
—  Теоретическая и практическая подготовка для работы с одаренными детьми.
—  Эмоциональная стабильность.
—  Способность к самоанализу.
—  Чуткость, доброжелательность, наличие чувства юмора.
—  Знакомство с концептуальными моделями обучения и развития одаренных детей.
 
Рекомендации учителям, работающим с одаренными детьми.
Наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с одаренным ребенком – индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом.
—  Учителю-предметнику в работе необходимо:
— Составить план занятий с ребенком, учитывая  психические особенности ребенка .
—  Определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам.
—  Выбрать форму отчета ребенка по предмету (тесты, вопросы и т.д.) за определенные промежутки времени.
Способные, а тем более одаренные дети, быстро схватывают объяснения учителя, легко овладевают материалом, коммуникативными умениями. Им недостает темпа продвижения, сложности и оригинальности заданий, отвечающих особенностям их познавательной деятельности. Так нельзя ли изыскать возможность и направить эти качества и способности во благо всем: и самому ученику, и учителю, и школе? 
Поэтому у этой категории детей возникает ряд проблем: 
1. Неприязнь к школе, т.к. учебная программа не соответствует их способностям и скучна для них. 
2. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники средних способностей. 
3. Они, отвергая стандартные требования, не склонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами. 
4. Их волнуют вопросы философского характера. 
5. Они предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им бывает трудно стать лидерами. 
Работая с одаренным ребенком, следует учитывать следующие особенности: 
1. Одаренные дети не успокоятся, пока не достигнут высшего уровня. Стремление к совершенству – одна из отличительных черт их характера. 
2. Они критически относятся к собственным достижениям, часто не удовлетворены, отсюда – низкая самооценка. 
3. Зачастую ставят перед собой нереалистические цели. Не имея возможности достигнуть их, они начинают переживать. Стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким результатам. 
4. Одаренный ребенок более уязвим. Считается гиперактивным и отвлекающимся, т.к. постоянно реагирует на  разного рода раздражители и стимулы. 
5. Требует к себе особого внимания взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания. 
6. Часто с нетерпимостью относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут оттолкнуть окружающих выражением презрения или замечаниями. 
 
 
 
Социальный благотворительный проект «ЗДОРОВОЕ ПОКО...
Международный чемпионат по битве роботов
 

Комментарии

Нет комментариев. Будь первым, кто оставит комментарий.
Гость
03.05.2024

By accepting you will be accessing a service provided by a third-party external to https://sosh2.ru/